Восстановление танка Т-44

О существовании танка Т-44 до недавнего времени у нас знали лишь специалисты да любители истории.

Созданный в 1944 году и выпущенный в количестве всего 1823 танков «сорокчетвёртый» оказался в тени таких известных и массовых машин, как Т-34 (построено более 50 000 штук) и Т-54/55 (около 70 000 танков). Однако именно Т-44 стал родоначальником советских послевоенных средних танков, быстро вытеснивших класс тяжёлых машин и ставших основными танками. Ведь уже при своём рождении средний Т-44 весом всего в 32 тонны имел сильную броню и почти такую же пушку, что и 56-тонный тяжёлый немецкий танк «Тигр»!

Добиться таких высоких для среднего танка результатов удалось благодаря новой компоновке «сорокчетвёртого». На нём наконец-то удалось увеличить ширину корпуса и установить двигатель поперёк машины. Башня сдвинулась к центру танка, люк механика-водителя переместился на крышу корпуса, лобовая плита стала монолитной, возросла защищённость экипажа. Благодаря дальнейшей перекомпоновке «сорокчетвёртый» стал на 30 см ниже   «тридцатьчетвёрки».

Высвободившийся вес направили на усиление брони Т-44. Толщина брони лба корпуса, башни и борта выросла до 90, 120 и 75 мм (вместо 45, 90 и 45 мм у Т-34-85). И при таком бронировании «сорокчетвёртый» весил чуть меньше чем Т-34-85! Но желание военных иметь на среднем танке уже 100-мм пушку привело к созданию следующего среднего танка Т-54. Ну а Т-44, выпущенный ограниченной партией, осел в западных округах СССР. В Великой Отечественной войне он не участвовал. Воевал лишь в 1956 году во время подавления мятежа в Венгрии и в кино.

Кинокарьере «сорокчетвёртого» могла позавидовать даже «тридцатьчетвёрка»! В это трудно поверить, но Т-44 не раз снимался в фильмах вместо Т-34-85. Это тем более удивительно, что в послевоенное время ещё полно было самих «тридцатьчетвёрок», которые не раз изображали в фильмах даже немецкие танки! Правда из-за сдвинутой вперёд башни в роли немцев Т-34 выглядел совсем неважно.

На эту роль более подходил «сорокчетвёртый», у которого башня была сдвинута к центру машины (как у немцев).

И вот уже добрых полвека в советских, а теперь и в российских фильмах при минимальном «гриме» Т-44 изображает как бы типичный немецкий танк (что-то вроде Panzer IV). Но даже когда в фильме Никиты Михалкова «Предстояние» вышел на сцену восстановленный в Кубинке настоящий Panzer IV, всё равно в картине доминировал Т-44.

Недавно http://orbicraft.livejournal.com/ выложил в интернете снимки одного из таких Т-44, у которого была снята немецкая «броня». Благодаря им нам удалось сделать фотомонтаж, на котором видно, как танк выглядел до и после съёмок.

На фотографиях слева кадры из фильма «Они сражались за родину». Справа – снимки Т-44 со снятой немецкой «бронёй» серого цвета. Под ней – зелёный цвет советских машин.

Вершиной кинокарьеры Т-44 стало участие в эпопее Юрия Озерова «Освобождение», где наш танк сыграл самого немецкого «Тигра»! Его появление в первых же кадрах фильма могло вызвать шок.

На этот раз Т-44 был загримирован так тщательно, что не только рядовой зритель 70-х годов, но даже ветераны войны могли запросто принять его за настоящего «Тигра»! Ещё бы – ведь после комичных подделок на советском экране вдруг появился фашистский танк с множеством характерных особенностей «Тигра». Создатели фильма даже перенесли выхлоп двигателя с левого борта Т-44 на две «тигриные» трубы в корме танка. А чего только стоила имитация шахматного расположения катков!

И хотя во время съёмок добавленные катки быстро отвалились, но и без них «сорокчетвёртый» смотрелся вполне убедительно.

В дальнейшем Т-44 в роли «Тигра» стал сниматься и без широких гусениц, как это было, например, в фильме «Горячий снег».

Интересно, что в 90-х годах наиболее яркие эпизоды из «Освобождения», где появлялся «Тигр Т- 44», сделали чёрно-белыми и стали выдавать за… кинохронику времён войны! Ну а те немногие сохранившиеся Т-44, что не снимались в кино и не пошли в переплавку, стояли вместо Т-34 на постаментах, посвящённых Великой Отечественной войне. Один из таких «сорокчетвёртых» находился в военном городке Витебской области. В связи с его ликвидацией Т-44 могли отправить в доменную печь. Однако нашему руководителю Александру Михайловичу Метле удалось спасти столь редкую машину, и она оказалась на «Линии Сталина». К её реставрации летом 2009 года были подключены Александр Микалуцкий и Владимир Якушев с сыном Максимом, уже имевшие опыт восстановления танков военной поры.

Как видно из фотографий за 70 лет своего существования доставшийся нам Т-44 был в неважном состоянии. Особенно убитыми оказались торсионы и подшипники ходовой части. Непригодными были и двигатель с коробкой передач. А ведь нашим мастерам предстояло поставить «сорокчетвёртый» на ход! Чтобы удалить полопавшиеся и вросшие в корпус торсионы их пришлось разрезать внутри машины и выдавливать домкратом. Военные помогли новым двигателем с танка Т-54 и коробкой передач. И если с их установкой в танк особых проблем не возникло, то новые торсионы от Т-54 имели совершенно другой тип крепления к корпусу. Чтобы установить их на Т-44 все десять торсионов необходимо было перетачивать самим. Затем были проблемы с установкой балансиров. Правильный угол их крепления удалось узнать лишь по фотографиям того единственного балансира, который был ещё в рабочем состоянии. Немало хлопот доставил и погон башни – для него нужно было найти более сотни специальных шариков.

Из своих агрегатов в Т-44 осталась лишь «гитара», передающая усилие от двигателя к коробке передач – и то с ней пришлось не мало повозиться. Неудивительно, что на восстановление Т-44 было потрачено рекордное время – более 9 месяцев!

Зато с 2011 года танк стал участвовать в военных парадах, а на «Линии Сталина» играть роль Т-34-85 в реконструкциях, посвящённых Великой Отечественной войне. Если не считать мосфильмовские машины, то до 2015 года наш танк был единственным в мире ходовым Т-44.

Лишь недавно в Кубинке был поставлен на ход ещё один «сорокчетвёртый».

Как на «Линии Сталина» восстанавливали Т-44, можно узнать из нашей фотогалереи.

 

 

 

Go to top