+375 17 512-12-33                      

Колёсные бронетранспортёры

Колёсные бронетранспортёры
«Русские медленно запрягают, но быстро ездят» – сказал о нас первый германский канцлер Бисмарк. И действительно, если немцы широко применили бронетранспортёры с самого начала Второй мировой войны, то в наших войсках они стали появляться в заметных количествах лишь в 1943 году. Но и это были в основном американские броневики М3. Зато после войны в СССР приступили к массовому производству собственных бронемашин, чтобы пропитать ими Советскую армию словно слоёный пирог.
БТР-40

Первым серийным бронетранспортёром в СССР стал БТР-40, созданный в 1947-м году на базе армейского полноприводного грузовика ГАЗ-63. Запущенный в производство в 1950-м году, броневик был рассчитан на перевозку восьми десантников и двух членов экипажа. БТР-40 не имел крыши и вооружался одним станковым пулемётом. Бойцы могли вести огонь из автоматов через четыре лючка в бортах машины. Простой по конструкции, небольшой и подвижный БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Он с успехом стал использоваться не только для перевозки мотострелков, но и в разведке, а так же в качестве штабной машины, артиллерийского тягача и даже лёгкой пулемётной ЗСУ. Боевое испытание прошёл в 1956-м году в Венгрии. Его производство продолжалось всего десять лет, но снят с вооружения он был лишь в 1993-м году. Всего было построено около 8 500 БТР-40. Экспортировавшийся в 18 стран мира, он участвовал во множестве локальных конфликтов. Однако более всего «провоевал» БТР-40 в кино, причём на стороне немцев.
 
 
 
БТР-152

Наряду с лёгким БТР-40 пошёл в серийное производство и средний бронетранспортёр БТР-152. Рассчитанный на перевозку уже семнадцати мотострелков, он был создан на базе трёхосного грузовика повышенной проходимости ЗИС-151. Средний бронетранспортёр выпускался с 1950 по 1962 год. Всего было построено 12 421 БТР-152 двенадцати модификаций! Он экспортировался в более чем 30 стран. Во многих из них состоит на вооружении по сей день и даже модернизируется. В Египте и Афганистане нашёл широкое применение зенитный вариант БТРа со счетверённой установкой крупнокалиберных пулемётов ДШК чехословацкого производства. Иногда в кузове броневика монтировали спаренную 23-мм пушечную установку ЗСУ-23-2. В Йемене на базе БТР-152 была создана ЗСУ, вооружённая американской 20-мм шестиствольной пушкой «Вулкан» со скорострельностью 3 тыс. выстрелов в минуту. Однако самую глубокую модернизацию нашего БТРа провели израильтяне. Захватив у египтян большое количество машин, они установили на нём американский дизель с гидромеханической трансмиссией, спарку 20-мм пушек и новые средства связи. В таком виде БТР-152, названный «Шоэтом», и вошёл в состав израильской армии. Кстати, на сегодняшний день этот БТР представлен в трёх(!) военных музеях Израиля, в четырёх музеях России и ещё по одному экспонату имеется в Беларуси, Германии, Молдове, Польше и Франции. Неудивительно, что порулить на таком брутальном красавце хочется не только любопытным мамам, но и детям.

БТР-60
Эксплуатация в войсках БТР-152 показала, что бронетранспортёр не обладает достаточной проходимостью для беспрепятственного сопровождения танков. Поэтому в 1960-м году ему на смену была запущена в производство абсолютно новая и на этот раз четырёхосная полноприводная боевая машина БТР-60. Подобно танку новый бронетранспортёр уже без труда преодолевал окопы и рвы шириной до 2 метров. Более того, чтобы мотострелковые части могли сходу форсировать водные преграды и захватывать плацдармы, БТР-60 сделали плавающим! На нём установили два карбюраторных двигателя: один приводил в действие первый и третий мост, другой – второй и четвёртый. При выходе из строя одного из двигателей повреждённая машина могла выйти из боя на другом. Первые БТР-60 были открытыми сверху, вооружались одним станковым пулемётом, а четырнадцать мотострелков спрыгивали на землю через бортовые дверцы с довольно большой высоты.
Представленный в нашей экспозиции БТР-60ПБ создали для участия в ядерной войне, которая, как показали события Карибского кризиса в 1962-м, оказалась вполне реальной! Вести бой на заражённой радиацией территории можно было лишь из полностью закрытых герметичных машин. На БТРе появилась башенка с крупнокалиберным пулемётом, а число перевозимых стрелков уменьшилось до восьми человек. Однако ядерной войны не случилось, и на многочисленных учениях нашим бойцам пришлось прыгать с новой машины уже через открытые люки на крыше ещё с большей высоты, чем на бескрышых БТРах. Не стали наши бронетранспортёры форсировать реки в Европе, и мало плавали они в арабо-израильских, ирано-иракских, африканских, афганской и многочисленных постсоветских войнах. Зато выявилась слабость их брони, уязвимой даже от обычного стрелкового оружия. Неудачное расположение антенны нередко приводило к её отстрелу огнём из собственной башни. Поэтому после выпуска более 10 000 «шестидесяток» в начале 70-х годов им на смену пришёл БТР-70.
 
 
 
Наверх