Инженерная техника

Танковый мостоукладчик МТ - 55

Танковый мостоукладчик – бронированная инженерная машина на базе танкового шасси, которая предназначена для транспортировки, а также установки и снятия мостовой конструкции в боевой обстановке с целью обеспечения продвижения танков и других боевых машин. Все рабочие операции выполняются дистанционно, без необходимости выхода экипажа из машины.

Танковый мостоукладчик МТ - 55 создан на базе среднего танка Т - 55 и предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 17 метров. По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин. В отличие от своих предшественников МТУ и МТУ - 20 имеет иную схему наводки моста - сначала мост в сложенном положении поднимается в вертикальное положение, затем он начинает раскладываться с одновременным опусканием на преграду. Длина моста – 18 метров, ширина – 3,3 м. Время наводки моста – 3 минуты, снятия – 8 минут.

Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами. Мостоукладчик МТ - 55 состоит на вооружении в инженерно - саперной роте мотострелкового (танкового) полка.


Инженерно-разведывательная ИРМ

Инженерно - разведывательная машина ИРМ принята на вооружение в 1980 году. Она предназначена для ведения инженерной разведки местности, путей движения войск, водных преград и поиска минно - взрывных заграждений.
Для решения столь широкого круга задач машина оснащена уникальным по составу комплексом стационарных и переносных приборов, которые позволяют получать данные о ширине, глубине и скорости течения водных преград, проходимости местности, наличии взрывоопасных предметов в грунте и на бродах, а также вести разведку в районах, зараженных отравляющими и радиоактивными веществами.
Базовая машина – многоцелевой тягач МТ - ЛБу, доработанный с целью придания машине плавучести и способности движения по воде.
На ИРМ установлены – широкозахватный миноискатель, эхолот, навигационная аппаратура, дневные и ночные приборы наблюдения, артиллерийская буссоль, приборы радиационной и химической разведки, термодымовая аппаратура для постановки маскирующего дыма, а также ряд переносных приборов для ведения разведки и поиска мин.

Экипаж ИРМ – 6 человек, боевая масса – 17 тонн. Разведывательная машина вооружена пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм, предназначенным для стрельбы по наземным целям на дальности до 1000 метров.

ИРМ может передвигаться по суше со скоростью до 52 км/ч, скорость движения на плаву составляет 11 км/ч. Силовая установка состоит из шестицилиндрового дизельного двигателя мощностью 300 л.с. Для самовытаскивания используются твердотопливные ракетные двигатели. Инженерно - разведывательная машина ИРМ состоит на вооружении в инженерно - саперном батальоне мотострелковой дивизии в количестве2 единиц. 

Инженерная машина разграждения ИМР - 2

Инженерные машины разграждения относятся к группе машин, предназначенных для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск, в том числе на радиоактивно зараженной местности. Для выполнения этих задач машины оснащаются бульдозерным, крановым и дополнительным оборудованием. В экспозиции историко - культурного комплекса «Линия Сталина» представлена инженерная машина разграждения ИМР - 2. Она разработана на гусеничной базе танка Т - 72А и принята на вооружение в 1980 году. Серийно выпускалась на «Уралвагонзаводе» в городе Нижний Тагил.

Машина оснащена бульдозерным оборудованием, которое имеет три режима работы: бульдозерное, двухотвальное и грейдерное. Режимы могут меняться дистанционно без выхода экипажа из машины. Для расчистки прохода от деревьев, обрушенных стен, выдергивания столбов и заборов на ИМР - 2 имеется телескопическая стрела с захватом - манипулятором грузоподъемностью 2 тонны. Для самостоятельного проделывания проходов в минных полях на ИМР - 2 установлен колейный ножевой минный трал и установка разминирования. В качестве основного вооружения используется танковый пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.

Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами. Большое количество этих машин участвовало в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Существовавшие в 1986 году уровни радиации – от 60 до 500 и более Р/ч – существенно ограничивали возможность использования обычных строительных и транспортных механизмов. Инженерные машины разграждения расчищали проходы к реактору, удаляли обломки стрежней с ядерным топливом, остатки стен. ИМР - 2 использовались и на работах по возведению защитной оболочки над разрушенным реактором. 

Танковый мостоукладчик МТУ - 20

МТУ - 20 - советский бронированный танковый мостоукладчик. Разработан на базе среднего танка Т - 55 в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения. Серийно производился с 1963 по 1977 год.

Он предназначен для наведения однопролётного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 18 метров. Наведение моста осуществляется экипажем без выхода личного состава из машины. Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода переводит концевые части моста из транспортного в рабочее положение. Затем в передней части машины на землю опускается аутригер и мост надвигается на препятствие. Длина моста – 20 метров, ширина – 3,3 метра, масса – 7 тонн. Время постановки моста – 5 минут, время снятия моста – 10 минут. Снимать мост с препятствия машина может с исходного или с противоположного берега.

МТУ - 20 обладает системой подводного вождения (на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения и фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами.

В эпоху Советского Союза МТУ - 20 состоял на вооружении в инженерно - саперной роте мотострелкового (танкового) полка.

 

Установка разминирования УР - 77

До конца 80 - х годов военные специалисты Советского Союза придавали огромное значение наступательным действиям крупных бронетанковых и механизированных соединений, залогом успешных действий которых был смелый, быстрый и решительный маневр. Затруднение маневра наступающих или выдвигающихся войск могло быть вызвано установкой противником минно - взрывных заграждений заблаговременно или дистанционным минированием в ходе боя. Поэтому быстрое преодоление минных полей путем проделывания в них проходов стало важнейшим условием выполнения общевойсковыми частями и соединениями поставленных боевых задач.

Для преодоления минных заграждений в Советском Союзе были созданы специальные установки разминирования УР - 67 и УР - 77, которые предназначались для проделывания проходов в минных полях взрывным способом в ходе боевых действий. УР - 67 была создана в середине 60 - х годов и уже через десять лет стала заменяться новой машиной – УР - 77.

Установка разминирования УР - 77, также известная как «Змей Горыныч», создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» и серийно производилась 1978 года. Основным вооружением являются два удлиненных заряда разминирования УЗ - 67 или УЗП - 77. Каждый заряд способен проделывать в противотанковом минном поле проход шириной до 6 метров и длиной до 90 метров. Разминирование осуществляется путем возникновения ударной волны от взрыва заряда, которая воздействует на взрыватель мины. Подача зарядов разминирования на минное поле противника осуществляется специальными пороховыми ракетами, буксирующими в полете заряд разминирования.
На запуск двух зарядов машине необходимо около пяти минут, а на полную перезарядку после цикла разминирования – до 40 минут. Экипаж установки два человека – механик - водитель и командир - оператор.

До сегодняшнего времени УР - 77 считается одной из лучших установок разминирования в мире.


Гусеничный путепрокладчик БАТ - 2

Путепрокладчики представляют собой небронированные машины, основным назначением которых является механизация работ, выполняемых при прокладывании колонных путей. При этом они выполняют такие операции как – засыпка воронок и траншей, устройство пологих спусков на крутых склонах, очистка полосы движения от кустарника и мелколесья, прокладывание пути по снежной целине, устройство проходов через противотанковые рвы и другие земляные препятствия. В экспозиции историко - культурного комплекса «Линия Сталина» представлены путепрокладчики – БАТ - 2 и БАТ - М.

Путепрокладчик БАТ - 2 создан на базе тяжелого транспортера - тягача МТ - Т. Мощность двигателя - 710 л. с, масса - 39,7 тонн, транспортная скорость по грунту – до 35 км/ч. Инженерная машина БАТ - 2 оснащена бульдозерным отвалом, который может выставляться с помощью гидросистемы в грейдерное, двухотвальное и бульдозерное положение. Путепрокладчик имеет подъемный кран грузоподъемностью 2 тонны и лебедку с тяговым усилителем 25 т.
Также машина БАТ - 2 снабжена рыхлителем, глубина рыхления которого составляет 0,5 метра. 

Экипаж путепрокладчика размещается в кабине спереди корпуса машины, там же находится и саперное отделение, вмещающее 6 человек. Путепрокладчик БАТ - 2 является достаточно проходимой, маневренной и легко управляемой инженерной машиной.

Гусеничный путепрокладчик БАТ - М

Путепрокладчик БАТ - М создан на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ - Т. Мощность двигателя – 415 л. с , транспортная скорость машины – до 35 км/ч, общая масса – 27,5 тонн, экипаж – 2 человека. Значительный запас топлива обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12 - 15 часов.
Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное, двухотвальное и грейдерное положение. Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами.
В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, путепрокладчики БАТ - М использовались для проведения механизированных работ по дезактивации территорий, прилегающих к разрушенному ядерному реактору. БАТ - М применялись для снятия верхнего, сильно загрязненного радионуклидами слоя почвы и его последующего захоронения.

Котлованная машина МДК - 3

Котлованная машина МДК - 3 является дальнейшим развитием машины МДК - 2М и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения ( блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов – ширина по дну – 3,7 метра, глубина – до 3,5 метра.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. Техническая производительность по количеству вынутого грунта – 500 - 600 м3/час.

Базовая машина – многоцелевой тяжелый гусеничный тягач МТ - Т, выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. Харьковским машиностроительным заводом им. Малышева. Масса – 39 тонн, транспортная скорость – до 65 км/ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами.
Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10 - 12 часов работы в грунте.

Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей.


Котлованная машина МДК - 2М

Котлованная машина МДК - 2М предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Глубина и ширина котлованов составляет 3,5 метра. При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. Техническая производительность по количеству вынутого грунта – 300 м3/ч.

Котлованная машина МДК - 2М создана на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ - Т. Мощность двигателя - 415 л. с., масса – 27,3 т., транспортная скорость – до 36 км/ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10 - 12 часов работы в грунте.

Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить такие земляные работы как - планирование площадки перед отрывкой котлована, очистка и выравнивание дна котлована, засыпка ям, рвов, траншей и котлованов. Котлованная машина МДК - 2М состоит на вооружении в инженерно - саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии в количестве 3 единиц.


Быстроходная траншейная машина БТМ- 3

Быстроходная траншейная машина БТМ - 3 относится к классу землеройных машин. Она предназначена для отрывки траншей основного профиля (глубина 1,1 м) или полного профиля (глубина 1,5 м). Машина способна отрывать траншеи в различных грунтах - от песчаного до мерзлого.

В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8 - ю ковшами емкостью по 160 л. Разрабатываемый грунт сбрасывается по обе стороны траншеи, образуя передний и тыльный бруствер высотой около 50 см. Производительность БТМ - 3 колеблется в зависимости от заданной глубины траншеи и прочности грунта от 270 до 810 метров в час. При отрывке траншеи уменьшенной глубины (30 - 40 см) производительность возрастает до 1200 м/ч. Это бывает необходимо при устройстве ложных траншей или при дефиците времени.

Машина разработана на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ - Т, на котором установлен дизельный двигатель мощностью 415 л.с. Транспортная скорость машины – до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10 - 12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами. Экипаж БТМ - 3 –
2 человека. Вес машины – 27,5 тонн. Выпускались траншейные машины БТМ с 1957 года на Дмитровском экскаваторном заводе.
Быстроходная машина БТМ - 3 состоит на вооружении в инженерно - саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии в количестве 3 единиц.

 

 

 

Go to top