+375 17 512-12-33                      

История поднятия и восстановления танка БТ-7

История поднятия и восстановления танка БТ-7

В июле 1941 года во время советского контрудара под Лепелем один танк БТ утонул в болоте. Случилось это недалеко от деревни Шебеки Оршанского района. Экипаж успел покинуть машину, прежде чем её засосало болото. Вначале танк погрузился не столь глубоко, и из воды даже торчала поручневая антенна. После войны антенну, сделанную из меди, демонтировал один хозяйственный крестьянин. В начале 70-х танк пытались достать, но он сорвался и лишь глубже ушёл под воду.

Новый этап подъёма БТ наступил в 1998 году, когда именно для таких подъёмных и восстановительных работ был создан клуб «Поиск». Согласно специальному распоряжению Главы государства все организации должны были оказывать «Поиску» своё содействие. Группа прибыла на место в ноябре 1998 года. Для подъёма танка группе выделили экскаватор, помпу и мощный тягач БАТ-М, который использовался в колхозе при трамбовке силоса.

На прежнем месте танк найти не удалось. Спустя четверть века с момента первого подъёма БТ снесло под водой в сторону. Но благодаря прибору, реагирующему на скопление металла, место нахождения танка было установлено. Чтобы его вытащить на месте подъёма была сооружена специальная конструкция из брёвен, похожая на сруб колодца. Руководитель подъёма в специальном снаряжении спустился под лёд и в кромешной темноте чёрной от ила воды закрепил на танке буксировочные тросы.

Поднятая машина оказалась танком БТ-7 выпуска 1935 года, когда на нём ещё устанавливалась цилиндрическая башня, стоявшая на БТ-5 и Т-26. Наличие радиостанции говорило о том, что перед нами командирский танк. Сохранность «бэтэшки» поразила всех присутствующих. Когда её отмыли, то на своих местах оказались не только болты-гайки и все инструменты, но бензин в баках, снаряды в ящиках и полные диски патронов! Лишь радиостанция была разрушена вытекшей из аккумуляторов кислотой.

Когда наступил процесс восстановления машины и постановки её на ход, больше всего наших реставраторов удивило качество итальянских подшипников, сложность конструкции тяжелых радиаторов БТ из меди (на Т-34 простые и лёгкие из латуни) и реальная капризность бензинового двигателя М-17. Оказалось, что одно дело читать в книжках, про высокую пожароопасность карбюраторных двигателей на танках БТ, «Пантера» и «Тигр», и совсем другое самому оказаться в машине, где после нескольких попыток завести мотор, он вдруг вспыхивает адским пламенем! Из-за прямоточного впрыска в момент неудачной заводки двигателя там скапливается бензин. Когда же мотор заводится, то перелитый бензин вспыхивает и становится причиной пожара. Неудивительно, что в Красной Армии, когда БТ заводили, один из танкистов стоял возле танка с огнетушителем. Но зато какую мощь давали 500 «лошадей» этого двигателя, и как на их «крыльях» летел наш лёгкий БТ! Никакой из довоенных танков не любили у нас так горячо, как эти быстроходные танки. И дело не в рекордах танковой скорости, и не в дальности прыжков БТ. Просто за рычагами «бэтэшки» вчерашний призывник уже ощущал себя человеком, которому не только подвластна грозная боевая машина, но и от которого зависит жизнь его товарищей!

Вот какой удивительный танк удалось поставить на ход нашим реставраторам. Наш БТ-7 даже снялся в художественном фильме «Поп», где запомнился своим огненным выхлопом из трубы.

Эти полуметровые языки пламени из выхлопа тоже одна из «фирменных» особенностей работы бывшего авиационного двигателя М-17, стоящего на танках БТ. С таким движком топливо в буквальном смысле вылетало в трубу, отчего его расход был огромным, а эксплуатация танка в мирной обстановке небезопасной. Поэтому после участия БТ-7 в параде Победы в 2004 году и особенно в свете планов его использования в исторических реконструкциях, было принято решение о замене пожароопасного двигателя М-17, на безопасный дизель от танка ПТ-76.

 

Наверх