+375 17 512-12-33                      

Sturmgeschütz III Ausf. G на «Линии Сталина»

Sturmgeschütz III Ausf. G на «Линии Сталина»

В сентябре 1943 года, когда наши войска проводили Смоленско-Рославльскую наступательную операцию, у белорусского города Мстиславля в реку Вихра сорвалось с моста немецкое штурмовое орудие Sturmgeschütz III (сокр. StuG III).

В суматохе отступления немцы не стали вытаскивать свою самоходку. Из-за небольшой глубины часть машины была видна из воды, поэтому после войны с неё срезали крышу рубки и моторного отдела, часть бортов и кормы, демонтировали пушку и мотор.
19 октября 2010 года глубоко замытую песком StuG III вытащили из воды и перевезли на «Линию Сталина». Восстановительные работы начались 11 мая 2012 года.
При реставрации на корпусе машины были обнаружены серийный номер cwb. 92 120 и дата выпуска 16.7.1943.

На лобовой плите корпуса виднелось имя собственное, написанное краской (предположительно Fuchs – "фукс" лиса).

Если это так, то возможно на этой фотографии из интернета и есть поднятое нами штурмовое орудие (на командирской башенке тоже написано Fuchs).


Судя по номеру, дате выпуска и особенностям конструкции, это самоходка самой массовой модификации G (Sturmgeschütz III Ausf. G). Если учесть, что Мстиславль был освобождён нашими войсками 28 сентября 1943 года, то получится, что эта StuG III пробыла на фронте всего около двух месяцев. Возможно, она находилась в составе немецких 9-го или 12-го армейских корпусов группы армий «Центр».
Кроме срезанной верхней части, пушки и мотора, на самоходке по левому борту не было направляющего колеса, двух поддерживающих катков и половины гусеницы. Однако все эти фрагменты, включая крышу рубки, куски бортовой и кормовой брони имелись у наших реставраторов с предыдущих поисковых выездов.


 

Все эти «запчасти» сильно облегчили работу наших мастеров. Особенно это касается крыши рубки, под которую стало проще подгонять недостающую часть рубки, как это видно на фотографии.


А вот воспользоваться найденным в Витебской области короткоствольным немецким 75-мм орудием не удалось – на Sturmgeschütz III Ausf. G стояла длинноствольная 75-мм пушка. Пришлось нашим реставраторам «затачивать» под неё знаменитую советскую 76-мм пушку ЗИС-3. Переделали они под «немца» и дульный тормоз орудия. Так что выглядит оно неплохо и главное – стреляет!


Тут хотелось бы развеять один миф, связанный с тем, что раз восстановленная самоходка окрашена в песочный цвет, значит она раньше воевала в Африке! Но, как известно, немецкий Африканский корпус капитулировал 13 мая 1943 года, а поднятая нами машина была изготовлена спустя два месяца. Заводским цветом всей техники вермахта был в то время так называемый тёмно-жёлтый цвет RAL 7028, введённый в феврале 1943-го. Правда каждая машина снабжалась ещё и двумя банками оливково-зелёной и красно-коричневой краски, и на месте уже сами экипажи решали – наносить камуфляжные пятна на машину или нет. Есть немало фотографий, на которых видно, что зачастую немецкая техника шла в бой без дополнительной покраски. Так и StuG III на «Линии Сталина» покрашена лишь в штатный заводской цвет бронетехники вермахта.
Поскольку мотор Maybach, снятый с самоходки после войны, уже давно «отпахал» своё на колхозной мельнице, на StuG III установили ярославский дизель ЯМЗ. Вопреки замечаниям скептиков наш движок за три года эксплуатации так и не повредил немецкую коробку передач. Сегодня самоходка, поставленная на ход Александром Микалуцким, Владимиром и Максимом Якушевым, не только активно участвует в исторических реконструкциях, но и в свободное от «войны» время вовсю катает посетителей «Линии Сталина».
Отрадно и то, что восстановленная нашими умельцами машина, попала в руки заботливого экипажа. Это члены группы военно-исторической реконструкции "Товарищи по оружию" Александр Николайчук (командир), Сергей Николайчук (наводчик), Константин Суровцев (заряжающий), которые содержат самоходку в надлежащем состоянии. Водят машину механики «Линии Сталина», имеющие права на вождение гусеничной техники.


На территории нашего комплекса StuG III стоит на открытой для посетителей площадке. В связи с этим хотелось бы напомнить, что машина эта уникальна. Благодаря нашему директору Александру Михайловичу Метле и бригаде реставраторов Беларусь оказалась в ряду таких стран, как Великобритания, Германия, Россия, Финляндия и Франция, в которых поставлены на ход подобные самоходные установки. Поэтому мы вправе ожидать от посетителей должного уважения к нашему труду и бережного отношения к восстановленной машине. Со своей стороны, учитывая законный интерес к технике и невозможность допуска людей внутрь StuG III, мы публикуем фотографии её внутреннего вида. Надеемся, хоть этим несколько снизить поток просьб к экипажу StuG III, которому запрещено допускать посетителей внутрь машины.
Ждём от наших гостей особенно бережного отношения и к оборудованию, закреплённому на внешней стороне StuG III. Это не только уникальная и хрупкая светомаскировочная фара Notek, топор, тросы, банник для прочистки орудия, антенна, маскировочная сеть (метраж которой стремительно «тает»), но и чехол на дульном тормозе. Для кого-то это просто кусок тряпки, а для экипажа – это необходимейшая вещь, которая не даст птицам свить в стволе орудия гнездо, как это случилось в пушке танка ИС-3.


Предлагаем фоторепортаж об истории восстановления Sturmgeschütz III Ausf. G

 

 

 

Наверх