Самоходная установка СУ - 100
Самоходная установка СУ - 100 считается одной из наиболее мощных противотанковых САУ Второй мировой войны. Серийное производство СУ - 100 было освоено в сентябре 1944 года.
Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть танка Т - 34 - 85. Вооружение - 100 - мм пушка Д - 10С обр. 1944 г. с длиной ствола 56 калибров. Пушка, установленная в лобовом листе корпуса, обладала исключительной огневой мощью и эффективно вела борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня.
Бронебойный снаряд новой самоходки поражал броню толщиной 139 мм на расстоянии около 2 километров, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь. Скорострельность пушки составляла 5 - 6 выстрелов в минуту, а ее боекомплект состоял из 34 выстрелов унитарного заряжания. Масса машины с боекомплектом равнялась 31,6 тонн и не превышала боевую массу базового танка (32 тонны). Для связи с остальными машинами на поле боя СУ - 100 оснащалась коротковолновой радиостанцией 9РМ, которая обеспечивала связь на дальности до 25 км. По ходовым качествам и маневренности самоходная установка практически не уступала танку.
СУ - 100 применялась Красной Армией в боях осеннее - зимней кампании 1944 года и на завершающем этапе войны в 1945 году. Производство самоходки не прекращалось до 1947 года, и позже эта машина еще долго состояла на вооружении Советской Армии.
СУ - 100, как одна из самых удачных и известных боевых машин периода Великой Отечественной войны, по праву возвышается на кургане на территории историко - культурного комплекса «Линия Сталина».
ЗСУ-23-4 "Шилка"
Знаменитая «Шилка» – это счетверённая 23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4, созданная для борьбы с самолётами на малых высотах (до 1 500 м). Её радиолокационная станция обнаруживала цель на расстоянии до 18 километров, и с 2 500 метров ЗСУ открывала огонь. Темп стрельбы составлял 3 400 выстрелов в минуту. Производство машины началось в 1964 году, и уже через пять лет египтяне успешно применили их против израильтян. Затем ЗСУ-23-4 крошила американские самолёты во Вьетнаме, воевала на стороне Сирии, Ливии, Анголы, Сомали и Ирака. Когда же Советская Армия в 1979-м году вошла в Афганистан, «Шилка» оказалась единственной боевой машиной, способной прикрыть наши войска в горах. Шквал металла, который за доли секунды накрывал цель, на какой бы высокой скале она не находилась, производил сильное впечатление на противника. Четыре ствола «Шилки» буквально резали глинобитные дувалы и крошили скальную породу. Эффективность использования ЗСУ-23-4 была столь велика, что несмотря на прекращение её серийного производства в 1982-м году, для наших войск в Афганистане продолжалась сборка специального варианта «Шилок». С машин демонтировали радиолокационную станцию и увеличивали боекомплект с двух до четырёх тысяч снарядов, оснащали инфракрасными прицелами и усиливали бронирование.
ЗСУ-23-4 выпускалась в семи модификациях и состоит сегодня на вооружении 37 стран. На борту «Шилки» в нашей экспозиции нанесена надпись «Имени капитана Быкова» – в честь Вадима Вячеславовича Быкова – боевого офицера из Полтавы, погибшего в Афганистане.
Самоходные пушки «Пион» начали поступать на вооружение артиллерийских бригад особой мощности Советской армии во второй половине 70 - х гг. Пушка предназначалась для уничтожения отдельных удаленных особо важных объектов, разрушения фортификационных сооружений и нанесения ударов спецбоеприпасами с ядерным зарядом.
Боевая масса - 46 тонн, экипаж - 7 человек.
Вооружение САУ – 203 - мм пушка 2А44. В вертикальной плоскости пушка наводится в пределах о 0 до + 60 градусов, а горизонтальный угол наведения составляет плюс – минус 15 градусов. В боекомплект «Пиона» входят осколочно - фугасные ( вес 110 кг), активно - реактивные ( вес 103 кг) и специальные снаряды.
Корпус шасси представляет собой сварную конструкцию, которую поперечные перегородки делят на четыре отделения: управления, силовое, расчета и кормовое. На марше командир, наводчик и механик - водитель находятся в кабине САУ (отделение управления). Остальные четыре члена экипажа располагаются в среднем отделении установки.
Пион обладает достаточно высокой для своей массы подвижностью. Он может произвести 1 - 2 выстрела и покинуть огневую позицию еще до того, как первый снаряд поразит цель, удаленную на 47,5 км. Максимальная скорость по шоссе - 51 км/ч, запас хода - 500 км.