+375 17 512-12-33                      

Автомобильная техника Вооруженных сил СССР

Автомобильная техника Вооруженных сил СССР

Ни один род войск не может обойтись без автомобилей - они перевозят важные грузы и личный состав, буксируют артиллерийские системы и спецприцепы. На автомобилях устанавливают различное вооружение, радиолокационные станции, аппаратуру связи. Они могут также использоваться в качестве шасси для пусковых установок ракет. Сегодня автомобиль – неотъемлемая часть всех звеньев войскового механизма. В экспозиции историко - культурного комплекса «Линия Сталина» представлен целый ряд автомобилей.

УРАЛ-43202

Урал - 43202 – грузовой трехосный автомобиль повышенной проходимости.
Выпускался на Уральском автомобильном заводе в городе Миассе.
Во времена существования СССР это было одно из ведущих автомобильных предприятий. В 1978 году в Миассе выпустили первую партию машин с обозначением «Урал - 4320». Они предназначались для перевозки 5 тонн различных грузов и могли буксировать 7 - тонный прицеп. В отличие от своего предшественника – «Урала - 375Д» - имеет восьмицилидровый дизельный двигатель мощностью 210 л. с. Установка нового, более мощного силового агрегата позволила улучшить тяговые характеристики и повысить среднетехническую скорость движения. Вместе с тем возросла топливная экономичность. Были произведены и другие изменения в конструкции. Иными стали передаточные числа коробки передач и главной передачи. Модернизации подверглись системы питания и охлаждения, электрооборудование, переделана рама. Автомобиль также оснащался централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах.
В настоящее время автомобильный завод «Урал» продолжает расширять и совершенствовать свою продукцию.

УРАЛ - 375Д

Урал - 375Д – грузовой трехосный автомобиль повышенной проходимости. Выпускался на Уральском автомобильном заводе в городе Миассе.
История завода началась в грозную пору Великой Отечественной войны, когда немецкая армия стояла под Москвой. В Миасс, как и в ряд других городов Советского Союза, эвакуировался Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗИС). В кратчайшие сроки москвичи совместно с местными жителями в тяжелых погодных условиях освоили производство столь нужных для армии двигателей и коробок передач, которые устанавливали на бронетанковую и автомобильную технику. Но войскам требовались не только отдельные агрегаты. 8 июля 1944 года Уральский автомобильный завод имени Сталина приступил к выпуску своей первой модели – грузовика ЗИС - 5В. Это была упрощенная модификация довоенного «Захара» ЗИС - 5, отличавшаяся от базовой деревянной кабиной.

После войны в 1958 году ЦК КПСС и Совет Министров постановили перепрофилировать автозавод в городе Миассе на выпуск трехосных автомобилей. И первой моделью нового класса стал полноприводный Урал - 375 колёсной формулы 6 х 6, предназначенный для перевозки различных грузов по дорогам всех типов и бездорожью. Эта машина грузоподъемностью в 4,5 тонны представляла собой автотягач повышенной проходимости со специальными односкатными шинами с регулировкой давления воздуха. Автомобиль оснащался бензиновым восьмицилиндровым двигателем мощностью 180 л. с. Выпускалась также модификация УРАЛ - 375Д с цельнометаллической кабиной, вмещавший 5 тонн. Часть машин снабжалась лебедкой и тяговым усилителем.

ЗИЛ -157К

ЗИЛ - 157 можно назвать прямым потомком автомобиля ЗИЛ - 151. Спустя 10 лет после появления «151 - го», в 1958 году коллектив Московского завода имени Лихачёва приступил к производству ЗИЛ - 157. Он представлял собой трехосный грузовик колесной формулы 6 х 6 и грузоподъемностью 4,5 тонны на шоссе и 2,5 тонн на грунте. В отличие от предшественника модель имела шесть колёс и была оснащена централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Такое нововведение позволяло водителю, не выходя из кабины снижать давление в шинах, что уменьшало давление колес на грунт, а запас тяги увеличивался.
На ЗИЛ - 157 установлен 6 - цилиндровый бензиновый, карбюраторный двигатель. Кабина у машины была трехместная цельнометаллическая, а кузов – деревянный, универсальный с задним открывающимся бортом и скамейками вдоль боковых бортов. Грузовик развивал скорость 65 км/ч.

На базе ЗИЛ - 157 выпускалось несколько модификаций автотранспортных средств. В 1961 году появился ЗИЛ - 157К. Он отличался от предшественника целям рядом новых агрегатов. В их число входили: однодисковое сцепление, пятиступенчатая коробка передач, снабженная двумя синхронизаторами. Претерпел изменения и двигатель. Вместо прежнего мотора был установлен более мощный 109 - сильный ЗИЛ - 157К.

В общей сложности за почти тридцатилетнюю историю «157 - х» изготовили около 800 000. Долгое время ЗИЛ - 157 являлся одним из основных автомобилей Советской Армии. Уже в независимой Республике Беларусь автомобили ЗИЛ - 157 подверглись новым изменениям. Часть машин переоборудовали и вместо бензиновых двигателей установили дизельные производства Минского моторного завода, используемые для тракторов МТЗ - 80 и МТЗ - 82.

ЗИЛ - 131

ЗИЛ - 131 – грузовой трехосный полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Выпускался серийно с 1967 по 1994 годы и являлся самым массовым типом армейского грузовика в Вооруженных Силах СССР в семидесятые и восьмидесятые годы. На машине установлен восьмицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 150 л. с. Максимальная скорость – 80 км/ч. Грузоподъемность - 5 тонн.
Все колеса автомобиля – ведущие односкатные переменного давления. Необходимый уровень давления в шинах поддерживается с помощью централизованной системы регулирования давления воздуха. Машина имеет экранированное электрооборудование. На части машин ЗИЛ - 131 устанавливалась лебедка. В середине восьмидесятых годов машина была модернизирована и стала называться ЗИЛ - 131Н.

ГАЗ - 66

ГАЗ - 66 - грузовой двухосный полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Официальная история ГАЗ - 66 началась в 1960 году. В решениях ЦК КПСС и правительства СССР большое внимание уделялось развитию отечественного автомобилестроения. Перед автозаводами ставились цели не только по дальнейшему совершенствованию уже выпускаемых автомобилей, но и созданию новых перспективных моделей. Важнейшие задачи стояли перед Горьковским автомобильным заводом.

ГАЗ - 66 пришел на смену послевоенному ГАЗ - 63, выпускавшемуся с 1948 года. Новый полноприводный грузовик имел такую же колесную базу, как и предшественник 4 х 4, и представлял собой почти 6 - метровый автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны. Серийное производство автомобиля началось в 1964 году.

ГАЗ - 66 оснащался восьмицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 115 л. с. Скорость составляла 95 км/ч. Одной из особенностей ГАЗ - 66 стала установка двухместной цельнометаллической кабины со спальным местом над двигателем. Такое расположение позволило не только максимально использовать полезную площадь платформы и увеличить ее длину на 400 мм, но и разместить запасное колесо с механизмом для подъема за кабиной, что и дало возможность опустить платформу и понизить погрузочную высоту кузова. А это в свою очередь позволило снизить центр тяжести и повысить устойчивость машины. С 1968 года все модификации машины стали оснащаться системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
ГАЗ - 66 широко применялся в Советской Армии и в значительных количествах поставлялся за рубеж. Конструкция грузовика постоянно совершенствовалась и модернизировалась, что позволило «вездеходу» продержаться в производстве 35 лет. Последний автомобиль этой марки сошел с конвейера Горьковского автозавода 1 июля 1999 года.