+375 17 512-12-33                      

Дневник создания танка MC-1

Дневник создания танка MC-1

В декабре 2013 года Благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана» выиграл конкурс на изготовление (восстановление) собственными силами крупногабаритного макета (реплики) в масштабе 1:1 последней модификации танка МС-1, вооружённого 45-мм пушкой.

Сразу оговоримся, что реставрация и восстановление это два принципиально разных понятия. Первый вариант, и самый трудоемкий, предполагает возвращение механизмам и внешности первозданного вида. Если реставраторам не удается отыскать ту или иную деталь, допускается создание ее точной копии по чертежам производителя. Восстановление – это создание максимально приближенной, но всё же копии тех лет с использованием новодельных деталей.

История первенца советского танкопрома удивительна. Он стал «учебной партой» для первого поколения танкистов Красной Армии и пробной работой для отечественной промышленности, впервые осваивавшей производство танков. МС-1 был создан для сопровождения пехоты в бою – отсюда и название «малый сопровождения, первый образец». Несмотря на то, что было выпущено 959 танков МС-1, до наших дней от них сохранились лишь пустые корпуса и башни да и то потому, что устанавливались в УРах. Гусениц от МС-1 вообще нигде нет. Можно сказать не танк, а загадка.

Запущенный в производство в 1928 году МС-1 вначале составлял основу танкового парка РККА, но вскоре его быстро вытеснил более совершенный Т-26. Во время вооруженного конфликта на КВЖД осенью 1929 года девять МС-1 участвовали в штурме укрепленных позиций китайцев в районе станции Маньчжурия. Накануне Великой Отечественной войны устаревшие и достигшие крайней степени износа танки были сняты с вооружения или использовались в качестве неподвижных огневых точек. С началом войны в бой пошли лишь несколько боеспособных МС-1.

После использования в войсках эти танки в музеи не попали. Поэтому сохранившиеся на сегодня образцы были восстановлены из заброшенных машин, устанавливавшихся в качестве неподвижных огневых точек укрепленных районов на Дальнем Востоке. Из-за допущенных при восстановлении ошибок и упрощений, все восстановленные МС-1 имеют существенные отличия от оригинала. В частности, хотя все образцы относятся к модификации 1930 года, на части из них стоит имитация спаренного пулемета Федорова (а на танке во Владивостоке – даже макет пулемета «Максим»), ходовая часть в большей или меньшей степени неточна на всех машинах.

Только на Дальнем Востоке известно не менее шести сохранившихся МС-1. Еще один экземпляр танка находится на открытой площадке музея «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма Свердловской области.

4 января 2014 года студией «ВоенТВ» начата подготовка репортажа о создании танка МС-1 в Беларуси. Идея репортажа – показать зрителям процесс воссоздания реликвии от нулевого этапа.

Уникальность проекта заключалась в том, что создать реплику необходимо было при полном отсутствии оригинальных частей и элементов танка МС-1.

Совместными поисками в городе Всеволож Ленинградской области был найден оригинальный корпус танка МС-1. Чтобы снять с него размеры 17 января 2014 года в Всеволож был командирован наш сотрудник. На месте ему оказал помощь воин-интернационалист и майор запаса Петр Павлович Бушков.

За реализацию проекта, под руководством директора фонда «Память Афгана» Александра Михайловича Метлы, взялась группа реставраторов: Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и его сыновья Алексей и Максим. Благодаря их трудам уже обрели новую жизнь такие известные машины как БТ-7, два Т-34, два Panzer III, StuG III и редкий танк Т-44.

Как хорошему портному начать пришлось с раскроя, только кроить надо было не ткань, а 10-мм листы металла. Неоценимую помощь в решении этой проблемы оказал заместитель директора ООО «БМЕ-Дизель» Владимир Юрьевич Жаврид и его сын инженер-конструктор Антон.

Даже заказчики реплики до конца не верили в реализацию исполнения заказа в установленные сроки.

Однако к середине марта начал вырисовываться общий вид проекта. А 3 мая 2014 года основные работы были завершены, и танк прошёл ходовые испытания.

Сдача объекта в эксплуатацию стала настоящим праздником для всех участников проекта.