В преддверии 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Минске был построено современное здание Музея Истории Великой Отечественной войны. Украшением его экспозиции должна была стать композиция танкового тарана. Поэтому руководство музея заказало нашему фонду восстановление двух машин – знаменитой «тридцатьчетвёрки» и немецкой «тройки».
Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и его сыновья Алексей и Максим не просто профессионалы своего реставраторского дела, а люди, тонко чувствующие историю. Их руками уже были восстановлены и даже поставлены на ход такие известные машины как советский быстроходный танк БТ-7 и немецкое штурмовое орудие StuG III. Вот и теперь вместо того, чтобы в духе нашего коммерческого времени по-быстрому собрать Т-34 из того что было под рукой, они загорелись идеей воссоздания редчайшей, самой первой модели знаменитого танка, которой нигде в мире нет!
Несмотря на то, что ребята выбрали самый трудный путь, удача способствовала им. В разных местах реставраторам удалось найти почти все части Т-34 модификации 1940 года. Знатоки танков знают, как сильно ранняя «тридцатьчетвёрка» отличалась от тех машин, которые мы привыкли видеть в кино и на памятниках. Поэтому то, что сделали наши мастера вызывает просто культурный шок! А как иначе?! Ведь благодаря им, теперь перед нами стоит Т-34 с короткой пушкой Л-11 и характерной маской, из которой направлено дуло, спаренного с пушкой танкового пулемёта (а не две, наспех приваренные трубки)!
Автору этих строк не раз приходилось рисовать знаменитый танк и я знаю, как трудно найти качественную фотографию, на которой было бы видно, как должен выступать спаренный пулемёт. Теперь это можно увидеть наяву! А ведь в танке кроме пушки Л-11 на сварной башне может порадовать глаз и командирская панорама, возвышающаяся на люке, и дополнительные топливные баке с разными инструментами на бортах машины. А корпус со следом от снаряда и лобовой деталью на болтах? А ранний люк механика водителя с характерными приборами наблюдения, и буксировочные крюки, которые, как оказалось, сделаны так, что танкистам на них было удобно ступать? На танке не только родные катки с дырочками на резиновых бандажах, но и ленивцы, и ведущие колёса, и даже ранние гусеницы, каждый трак которой имеет отливку с датой изготовления! В экспозиции это можно и не увидеть, но есть траки, отлитые и 23 февраля, и 8 марта.
Благодаря фотографиям Александра Микалуцкого можно увидеть в каком удручающем состоянии были фрагменты Т-34 до восстановления, и в какую красоту их превратили реставраторы потом. Причём, что задевает особенно, наши мастера, зная, что восстановленные танки будут просто стоять, тем не менее, сделали все колёса свободно крутящимися! Даже руководство музея не ожидало, что танки будут сделаны на столь высоком уровне и с такой исторически выверенной детальной проработкой.