
Экспозиция «Танковый таран»
Предыстория создания композиции
Еще во время строительства нового музейного комплекса у тогдашнего руководства музея появилась идея о создании нескольких новых масштабных композиций, одной из которых должен был стать “Танковый таран”, где планировали показать, как летом 1941-го проходили столкновения между советскими и немецкими танками, заканчивающиеся таранами германской бронетехники.
С просьбой о практической реализации данного проекта сотрудники музея обратились к председателю благотворительного фонда воинов-афганцев “Память Афгана” Александру Метле.
“Прежде чем приступить к работе, нами совместно было рассмотрено несколько вариантов, пока в ходе споров и обсуждений не выбрали наиболее приемлемый”, – отметил Александр Метла.

Александр Метла-старший
Создатели экспозиции
Создателями экспозиции стали реставраторы поисково-реставрационной группы историко-культурного комплекса “Линия Сталина” – Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и его сыновья Алексей и Максим. Много лет они занимаются восстановлением и созданием копий моделей различной военной техники. Большинство из которых теперь размещены в отдельной экспозиции ИКК.

Реставрационная группа «Линии Сталина»
История создания
“Композиция “Танковый таран” относится к начальному периоду Великой Отечественной войны, поэтому главными героями стали танки, стоявшие на вооружении РККА и вермахта в 1941 году”, – объяснил председатель благотворительного фонда воинов-афганцев “Память Афгана”.
Перед началом работы был сделан предварительный макет будущей композиции, состоявший из уменьшенных в 35 раз по сравнению с оригиналами масштабных копий двух танков. И только после одобрения заказчиком началась практическая реализация проекта.
Главными “действующими лицами” стали советский танк Т-34 и немецкий Pz-III.
История Pz-III
Несмотря на то, что наша страна в течение нескольких лет находилась в центре боевых действий, уникальных экземпляров немецких танков в Республике Беларусь почти не сохранилось. Удалось найти только один Pz-III, который установили на знаменитом Буйническом поле в Могилеве. Pz-III составляли основу бронетанковых войск германской армии в начале Великой Отечественной войны. В 2009 году еще одну такую “тройку” – корпус с родным двигателем обнаружили в болоте поисковики ИКК “Линии Сталина” во время одной из своих экспедиций и привезли к себе в музейный комплекс. Удалось установить, что до своей гибели “немец” успел проехать всего 470 км.

Немецкий танк Pz-III
И когда потребовалось, именно данную находку решили использовать при создании будущей экспозиции. Несколько лет она находилась в одном из ангаров комплекса. Ее и взяли за основу, чтобы изготовить немецкий танк, почистили и привели в хорошее состояние. По фотографиям сделали новую башню с пушкой со всеми характерными особенностями, которые в точности соответствуют оригиналам.

Корпус будущего танка Pz-III
“Башня с пушкой оказались настолько удачными, что неспециалист не отличит их от настоящих. Удалось воспроизвести их характерные и узнаваемые черты, что получается далеко не у всех мастеров”, – высказал свое мнение художник, фотограф и автор книг по военной технике сотрудник ИКК “Линия Сталина” Борис Проказов. И с ним согласны многие.

Борис Проказов
По заказу реставраторов в Мозыре отлили гусеничные траки, сделанные по реальным образцам, взятым с германского самоходного орудия Sturmgeschutz, также найденного на территории нашей страны поисковиками ИКК. До их появления в качестве временного варианта в процессе изготовления “немца” использовались гусеницы, снятые с советского плавающего транспортера ПТС-М.
“Для Pz-III мы изготовили новодельные топоры, лопаты и ломы. Сотрудники музея решили, что они тоже настоящие”, – рассказал Александр Микалуцкий.
Сохранилась родная краска бронетехники. Поэтому, когда на данный экземпляр установили новодельные части, перед отправкой заказчику все покрасили в такой же цвет. На все работы у небольшого коллектива ушло порядка двух месяцев.
История Т-34
Своя история и у советского танка Т-34. Корпус для будущей бронетехники вместе с гусеницами нашли на одном из военных полигонов. Экземпляр использовался в качестве мишени. Реставраторы насчитали на нем более 1000 пробоин. Только на их заварку у Максима Якушева ушло полтора месяца. А потом последовали зачистка, пескоструирование и покраска.

Советский танк Т-34
Большинство деталей и агрегатов на “тридцатьчетверке” – оригинальные, найденные в ходе поисковых работ и взятые на разных складах Министерства обороны Республики Беларусь: родные катки с дырочками на резиновых бандажах, ленивцы, ведущие колеса, гусеницы и др. Перед установкой все запчасти привели в надлежащее состояние и только потом установили на модель.

Подготовка к сборке танка Т-34
Возникали и некоторые проблемы
“Мы хотели поменять стоявшие на колесах оси. Но имевшиеся у нас оказались толще родных. Пришлось уменьшить их на 5 см ”, – отметил Владимир Якушев, – Теперь колеса свободно крутятся”.
Особо надо отметить башню и пушку. С самого начала было принято решение о воспроизведении ранней модификации танка Т-34 – “со сварной башней с короткой пушкой Л-11и характерной маской, из которой направлено дуло спаренного с пушкой танкового пулемета”, – рассказал исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Метла.

Будущий танк Т-34
“Сами изготовили ящики, которые стояли на танке в 1940-1941 гг. с их креплением, и штатный инструмент. У нас не было чертежей и не было еще интернета. Основой послужила книга с фотографиями”,– объяснил Алексей Якушев.

Александр Метла-младший
P.S. Даже руководство музея не ожидало, что танки будут сделаны на столь высоком уровне и с такой исторически выверенной детальной проработкой, что удовлетворило приемную комиссию.
Сейчас композиция “Танковый таран” является одним из самых посещаемых объектов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, а сами экспонаты стали одними из самых востребованных для фото и видеосъемки у посетителей музейного учреждения.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Б.Проказова
По материалам сайта https://adt.by/